Раздел 3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда


Содержание раздела:
Тема 3.1 Государственное управление в области охраны труда
Тема 3.2 Виды контроля и оценки состояния охраны труда
Тема 3.3 Специальная оценка условий труда
Тема 3.4 Обязанности и ответственность за нарушение законодательства охраны труда
Пройти тест по разделу

Тема 3.1 Государственное управление в области охраны труда

Государственное управление охраной труда осуществляется правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Правовой основой государственного управления, контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности являются:

1. В области охраны труда – Трудовой кодекс Российской Федерации.

2. В области промышленной безопасности – Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116 (далее ФЗ №116).

Высший государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и их нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Органы государственного надзора и контроля

Федеральная служба по труду и занятости (территориальные органы — государственные инспекции труда) реализуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда.

Основные функции:

  • осуществление гос. надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;
  • расследование несчастных случаев на производстве, анализ их причин и разработка предложений по их предупреждению;
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях в охране труда;
  • информирование соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления о фактах нарушения законодательства РФ о труде и охране труда.

Плановые проверки организаций по соблюдению законодательства РФ о труде и охране труда  проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых ежегодных планов не чаще чем один раз в 3 года.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) – это Федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере:

  • окружающей природной среды;
  • безопасного ведения работ и промышленной безопасности;
  • безопасности при использовании атомной энергии;
  • безопасности при эксплуатации электрических и тепловых установок и сетей.

Полномочия:

  • осуществляет разрешительные и согласовательные функции;
  • проводит экспертизу промышленной безопасности;
  • проводит государственную экологическую экспертизу

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (РОСПОТРЕБНАДЗОР) – входит в систему Министерства здравоохранения и социального развития и объединяет органы и организации, действующие в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Основные задачи:

  • профилактика инфекционных и массовых инфекционных заболеваний населения РФ;
  • предупреждение вредного влияния неблагоприятных условий труда, быта, факторов окружающей среды на здоровье человека;
  • гигиеническое воспитание и образование населения.

Государственный пожарный надзор (МЧС России)

Основные задачи:

  • организация разработки и осуществления государственных мер, нормативного регулирования в области пожарной безопасности;
  • организация и осуществление государственного пожарного надзора в РФ;
  • организация и осуществление охраны населенных пунктов, организаций, крестьянских хозяйств от пожаров, выполнение других услуг в области пожарной безопасности;
  • обеспечение и осуществление тушения пожаров;
  • разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации в целях оценки:

  • качества проведения специальной оценки условий труда;
  • правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда.

Тема 3.2 Виды контроля и оценки состояния охраны труда

Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью труда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.

Общественный контроль за охраной труда, выполнением условий коллективных договоров, соглашений работодателям и их представителям осуществляется:

  • профессиональными союзами;
  • иными уполномоченными работниками представительными органами, которые в праве создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц пот охране труда 9ст. 370 ТК РФ);
  • комитетами (комиссиями) по охране труда.

Основные полномочия профессионального союза:

  • контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства;
  • независимая экспертиза условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
  • участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • получение информации от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защита права и интересов членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявление работодателям требования о приостановке работ в случаях угрозы жизни здоровью работников.

Комитет (комиссия) по охране труда создается на предприятиях в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками общественных органов.

Численность комитета определяется в зависимости от числа работников предприятия, структуры и специфики производства по взаимной договоренности сторон. В его состав входят представители работодателя и профсоюза (иного уполномоченного работниками представительного органа).

Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон.

Текущий контроль

Текущий контроль достижения целей представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.

Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать в себя:

  • контроль достижения целей;
  • систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
  • контроль производственной среды, включая организацию труда;
  • контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер;
  • оценку соответствия национальным законам и иным нормативным правовым актам, коллективным договорам (соглашениям) и другим обязательствам по охране труда, принятым на себя предприятием.

Многоступенчатый контроль

На предприятиях осуществляется трехступенчатый контроль:

  • I ступень — ежедневный осмотр непосредственным руководителем структурного подразделения (участка, отдела, бригады) и уполномоченного по охране труда всех рабочих мест;
  • II ступень – ежемесячный осмотр начальником цеха, производства и представителем профкома;
  • III ступень – раз в квартал (пол года) а организации в целом руководителем и комиссией по охране труда.

Малые предприятия с незначительной численностью работников могут применять двухступенчатый контроль:

  • I ступень — ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест;
  • II ступень — ежемесячное углубленное обследование комиссией по охране труда с участием ведущих специалистов малого предприятия, уполномоченного по охране труда от профсоюза или от рабочего коллектива. По результатам проверки комиссии в специальный журнал записывают отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.

Текущий контроль является основным направлением деятельности инженера по охране труда.

Реагирующий контроль

Реагирующий контроль становится необходимым в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда

Реагирующий контроль возлагается на высшее руководство, специалистов охраны труда и непосредственных руководителей работ.

Реагирующий контроль заключается в учете и анализе проявившихся опасностей.

Реагирующий контроль необходим при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.

Аудит системы управления охраной труда специальная процедура, выполняемая по ГОСТ Р 12.0.008-2009.

Производственный контроль

Содержание производственного контроля изложено в санитарных правилах   СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а так же в ГОСТ 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации».

Производственный контроль это контроль работодателя (юридического лица или ИП) за соблюдением в организации санитарных правил, а именно:

1. Контроль за наличием в организации всех санитарных правил и других нормативных документов, которые надо соблюдать данной организации.

2. Контроль за проведением лабораторных испытаний:

  • производственных факторов на рабочих местах (шум, вибрация и т.п.);
  • вредных факторов на границе санитарно — защитной зоны предприятия;
  • выпускаемой продукции;
  • прочие испытания.

3. Контроль за проведением медицинских осмотров.

4. Контроль за наличием сертификатов, медицинских книжек, санитарных паспортов и других документов.

5. Контроль за ведением учета и отчетности, которое требуется законодательством в рамках производственного контроля.

6. Информирование органов Роспотребнадзора и местных органов власти об авариях в организации, создающих угрозу жизни и здоровья граждан.

Тема 3.3 Специальная оценка условий труда

 Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 «О специальной оценке условий труда» устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников СОУТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредностей (опасностей) и оценке уровня воздействия выявленных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работника с учетом эффективности средств индивидуальной защиты.

Результаты СОУТ применяются в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах и обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • установления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, и (или) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, и (или) повышенной оплаты труда, а также иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Работодатель обязан:

  • обеспечить проведение специальной оценки условий труда;
  • обеспечить представление организации, проводящей СОУТ, необходимой документации и разъяснений по вопросам оценки условий труда;
  • обеспечить личное участие работника в проведении СОУТ на его рабочем месте и (или) ознакомление с результатами СОУТ.

Работник вправе: лично участвовать в СОУТ на своем рабочем месте и обжаловать результаты СОУТ.

Почему специальная оценка выгодна работодателю?

От результатов специальной оценки будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве (в Российской Федерации существуют так называемые списки №1 и№2; в список №1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список №2 – с вредными и тяжелыми условиями труда). С реализацией закона о специальной оценке запущен механизм, когда, чем хуже условия труда, тем выше тариф отчислений; чем они лучше, тем тариф ниже. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается. При этом указанный тариф отчислений за работу во вредных и (или) опасных условиях труда будет постепенно повышаться. Согласно новым правилам работодателей освободят от уплаты взносов по доп. тарифам, если в результате оценки рабочих мест вредный и (или) опасный фактор не будет выявлен. Подтвердить безопасные условия труда как раз и призвана специальная оценка.

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса – оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс) и опасные (4-й класс). Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. В результате специальной оценки можно снизить класс (подкласс) условий труда (тем самым снизив размер взносов по доп. тарифам), если, например, доказана эффективность применения средств индивидуальной защиты.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных в ходе проведения производственного контроля.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми (класс 2). Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией (организациями), имеющей аккредитацию на право проведения СОУТ.

СОУТ проводится на всех рабочих местах работодателя не реже одного раза в пять лет.

Каким требованиям должна соответствовать организация, проводящая спецоценку

Есть несколько требований, которым должна соответствовать организация, претендующая на право проведения спецоценки:

  1. В ее уставных документах в качестве основного или одного из видов деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда.
  2. Наличие в организации не менее пяти экспертов. Среди них должен быть врач по общей гигиене, гигиене труда или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. На сайте Минтруда России http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts можно проверить, является ли человек на самом деле экспертом.
  3. Также обязательно наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ испытательной лаборатории.

Административная ответственность

С 1 января 2015 года вступила в силу ответственность для организаций и специалистов, проводящих специальную оценку условий труда, которая предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях (ст. 14.54 КоАП РФ). За нарушение порядка проведения спецоценки грозит штраф:

  • от 20 000 до 30 000 рублей – для эксперта по спецоценке;
  • от 70 000 до 100 000 рублей – для организации, проводящей спецоценку.

Повторное нарушение обернется уже более суровым наказанием:

  • штрафом от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацией на срок от одного года до трех лет – для эксперта по спецоценке;
  • штрафом от 100 000 до 200 000 рублей или приостановлением деятельности на срок до 90 суток – для организации, проводящей спецоценку.

Идентификация вредности (опасности) – сопоставление выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В случае если на рабочем месте не выявлены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, то условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми условиями труда, исследования не проводятся.

В случае если на рабочем месте выявлены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений факторов производственной среды и трудового процесса.

Объем проведения исследований и измерений определяется с учетом: используемого работником производственного оборудования, сырья и материалов, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, при наличии которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников.

По итогам идентификации вредности (опасности) комиссией оформляется перечень рабочих мест с указанием выявленных факторов производственной среды и трудового процесса.

В отношении рабочих мест, на которых заняты работники, чьи профессии включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии, а также работники, которым действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами установлены компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, идентификация вредности (опасности) не проводится, при этом комиссией принимается решение о проведении исследований и измерений уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на данных рабочих местах.

Декларирование соответствия условий труда

В отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации вредности (опасности) не выявлены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса работодателем подается в государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформленная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Исследования и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляются аккредитованной организацией.

К факторам производственной среды относятся:

1) физические факторы – аэрозоли преимущественно фиброгенного действия; шум; инфразвук; ультразвук воздушный; вибрация общая и локальная; неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного и оптического диапазона, в том числе лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; микроклимат (температура, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, тепловое излучение); световая среда (искусственное освещение (освещенность рабочей поверхности));
2) химические факторы – химические вещества и смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;
3) биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний.

К факторам трудового процесса относятся:

1) тяжесть труда – показатели нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работника;
2) напряженность труда – показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса:

  • оптимальные условия труда (1 класс) – условия труда, при которых воздействие на организм работника факторов производственной среды и трудового процесса, способных оказать неблагоприятное воздействие на организм работника, отсутствует, либо уровни их воздействия минимальны.
  • допустимые условия труда (2 класс) – условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, значения показателей которых не превышают значений, установленных нормативами условий труда, а функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.
  • вредные условия труда (3 класс) – условия труда, характеризующиеся наличием факторов производственной среды и трудового процесса, уровни которых превышают значения, установленные нормативами условий труда, включая:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) — условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны вызвать функциональные изменения в организме человека, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании воздействия данных факторов, и увеличить риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени) — условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию и появлению профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (после 15 и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени) — условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени) — условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию профессиональных заболеваний тяжелой степени тяжести (с потерей общей трудоспособности) в периоде трудовой деятельности.

  • Опасные условия труда (4 класс) – условия труда, характеризующиеся наличием факторов производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены) (или их частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия из воздействия обеспечивают высокий риск развития острых профессиональных поражений.

Результаты специальной оценки условий труда оформляются аккредитованной организацией в виде отчета отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Отчет включает:

  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием выявленных вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • карты СОУТ с приложением протоколов исследований и измерений выявленных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, протоколов оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • сводную ведомость результатов;
  • перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Внеплановая СОУТ проводится в следующих случаях: ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получение работодателем предписания государственного инспектора труда; изменение технологического процесса и т.д.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до вступления в силу Федерального Закона № 426порядком, действительны до окончания их срока действия, но не позднее 31.12. 2018 г.

Аккредитованные организации и эксперты независимы и руководствуются в своей деятельности исключительно требованиями законодательства о специальной оценке условий труда.

Аккредитованная организация обязана страховать свою гражданскую ответственность за причинение убытков или имущественного вреда заказчику.

Льготы и компенсации за вредные условия труда

Изменения в Трудовом кодексе:
Статья 92 (порядок предоставления сокращенной рабочей недели за работу во вредных и (или) опасных условиях труда)

Сокращенная рабочая неделя предоставляется тем категориям работников, у которых по итогам специальной оценки условий труда определен класс вредных условий 3-й и 4-й степени или класс опасных условий труда.

Статья 117 (порядок предоставления дополнительного ежегодного оплачиваемого отдыха за работу во вредных и (или) опасных условиях труда)

Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней – предоставляется тем категориям работников, у которых по итогам специальной оценки условий труда определен класс вредных условий 2-й, 3-й и 4-й степени или класс опасных условий труда.

Статья 147 (порядок предоставления оплаты труда за работу во вредных и (или) опасных условиях труда)

Дополнительная оплата труда в размере не менее 4% от оклада или тарифной ставки предоставляется тем категориям работников, у которых по итогам специальной оценки условий труда определен класс вредных условий (1–4-й степени) или класс опасных условий труда.

Внимание! Все компенсации, перечисленные в этих статьях, теперь предоставляются только по результатам специальной оценки условий труда.

Работодатель выбирает: либо улучшить условия труда, либо оставить существующие условия труда и выплачивать компенсации.

Если по результатам специальной оценки условий труда у работников определен класс вредных условий труда или класс опасных условий труда, то работодатель должен выплачивать за таких работников дополнительные страховые тарифы.

Для категории вредных условий труда 1-й степени – 2%
Для категории вредных условий труда 2-й степени – 4%
Для категории вредных условий труда 3-й степени – 6%
Для категории вредных условий труда 4-й степени – 7%
Для категории опасных условий труда – 8%

С чего начать спецоценку

Для организации и проведения СОУТ работодателем создается комиссия по проведению СОУТ, а также утверждается график проведения работ по СОУТ.

В комиссию включаются представители работодателя (в том числе председатель и специалист по охране труда), представитель профсоюзной организации или иного представительного органа работников, эксперты и иные сотрудники аккредитованной организации.Число членов комиссии должно быть нечетным. Состав комиссии утверждается работодателем. Комиссию по проведению специальной оценки условий труда возглавляет работодатель или его представитель.

Если речь идет о субъекте малого предпринимательства, в состав комиссии включают частного предпринимателя лично или руководителя организации, который и возглавляет в этом случае комиссию. При этом в состав должны войти и другие представители работодателя. Если в организации функции охраны труда переданы на аутсорсинг, то в состав комиссии включают представителя организации, выполняющей  данные функции.

Особые правила действуют для малых предприятий. Такие организации обязательно включают в состав комиссии руководителя и специалиста по охране труда. Возможно, в малой компании нет такого штатного работника. Тогда в комиссию включают другого человека, который занимается в этой организации охраной труда по гражданско-правовому договору. Если в комиссии не будет специалиста по охране труда, считается, что спецоценка проведена с нарушениями. Значит, ее результаты нельзя применять.

если компания не является малым предприятием, как минимум один специалист по охране труда должен быть. Причем, когда численность работников превышает 50 человек, компания обязана создать службу или отдел по охране труда (ст. 217 ТК РФ). Если такого подразделения нет, возможен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).

Ограничений по количеству членов комиссии не установлено. Главное, чтобы их число было нечетным (ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, далее — Закон № 426-ФЗ).

Состав и порядок деятельности комиссии утверждают приказом работодателя.

Пример приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда:

Приказ №____

«____»_____________ 20___ г.

«О проведении специальной оценки условий труда»

Согласно требованиям Федерального закона от 30.12.2001 № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (статья 212) и Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» для реализации обязанности по обеспечению безопасности работников _______________________________ в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия) в составе.

Председатель комиссии:
должность ______________________ Ф.И.О

Члены комиссии:
должность ______________________ Ф.И.О
должность ______________________ Ф.И.О
должность ______________________ Ф.И.О
должность ______________________ Ф.И.О

2. Комиссии провести специальную оценку условий труда в соответствии с графиком согласно приложения № 1 к приказу.
3. Комиссии организовать работу по специальной оценке условий труда в соответствии с приложением № 2 к приказу.
4. Назначить ответственным за взаимодействие с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, члена комиссии ________________________.
5. Назначить ответственным за хранение материалов по специальной оценке условий труда ______________________________________________.
6. Комиссии утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда, рассмотреть предложения о внесении исправлений (дополнений) в локальные акты организации по результатам специальной оценки условий труда.
7. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

______________________________________________

Приложение № 1
к приказу №_______

«__» ________ 20__г.

График проведения работ по специальной оценке условий труда

№ п/п Этапы работ Сроки
  Формирование перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест  
  Идентификация вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах  
  Декларирование рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены  
  Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах идентифицированы  
  Обработка результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах  
  Формирование отчета о проведении специальной оценки условий труда  
  Сдача отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Приложение № 2

к приказу №_______

«__» ________ 20__г.

Функциональные обязанности комиссии

Комиссия:

  • Осуществляет организацию и контроль за проведением работ по специальной оценке условий труда на всех ее этапах (ст. 9 п. 1 ФЗ-426);
  • Формирует локальные нормативные акты, организационно-распорядительные  документы, а также комплект необходимых для проведения специальной оценки условий труда документов   содержащий нижеприведенные данные:
  1. Техническую (эксплуатационную) документацию на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемые работником на рабочем месте;
  2. Технологическую документацию, характеристик технологического процесса;
  3. Должностные инструкции и иные документы, регламентирующие обязанности работников;
  4. Проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
  5. Характеристики применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
  6. Декларации о соответствии и (или) сертификаты соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
  7. Результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов (раздел II п. 4 Приказа от 24.01.2014 г. № 33н);
  • Утверждает до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (ст. 9 п. 5 ФЗ-426);
  • Утверждает результаты идентификации вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах (ст. 10 п. 2 ФЗ-426; раздел II п. 3 Приказа от 24.01.2014 г. № 33н);
  • Признаёт в случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте допустимыми (ст. 10 п. 4 ФЗ-426; раздел II п. 8 Приказа от 24.01.2014 г. № 33н);.
  • Принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах идентифицированы (ст. 10 п. 5 ФЗ-426).
  • Формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников (ст. 12  п. 2 ФЗ-426; раздел II п. 9 Приказа от 24.01.2014 г. № 33н);
  • Принимает решение по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, о возможности использования  в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Принимает решение об использовании результатов производственного контроля (если таковой проводился на рабочих местах) (ст. 12  п. 7 ФЗ-426; раздел III п. 13 Приказа от 24.01.2014 г. № 33н);
  • Принимает решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц (ст. 12  п. 9 ФЗ-426; раздел III п. 17 Приказа от 24.01.2014 г. № 33н);
  • На основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, принимает решение о возможности снижения класса (подкласса) условий труда на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (ст. 14  п. 6 ФЗ-426);
  • Подписывает отчет о проведении специальной оценки условий труда. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету(ст. 15  п. 2 ФЗ-426).

___________________________________

Какие документы нужно подготовить для спецоценки

Для проведения спецоценки работодателю нужно подготовить и предоставить эксперту заверенные копии следующих документов:

  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица (ОГРН) и присвоении ИНН;
  • информационного письма статистического управления;
  • приказа «О проведении специальной оценки по условиям труда»;
  • перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке, с указанием аналогичных;
  • штатного расписания;
  • плана-схемы помещений организации;
  • технологического регламента;
  • перечня бесплатно выдаваемой специальной одежды (по профессиям) и смывающих средств, сертификатов соответствия на СИЗ и смывающие средства;
  • списков сотрудников:
    — получающих доплату за вредные условия труда, а также лечебно-профилактическое питание и молоко;
    — пользующихся правом на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
    — имеющих право на льготное пенсионное обеспечение;
  • приказа «О проведении предварительного и периодического медицинских осмотров» и утвержденного списка контингента лиц на медосмотры;
  • заключительного акта по результатам периодического медосмотра;
  • справки о времени занятости работников на предприятии при выполнении различных видов работ;
  • приказов на совмещение работниками других профессий в течение рабочего времени;
  • должностных инструкций;
  • списка оборудования, техники, инструментов, приспособлений, сырья и материалов, используемых работником, с указанием инвентарных или заводских номеров;
  • технической документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое на рабочих местах конкретных сотрудников;
  • характеристик применяемых в производстве веществ, материалов, сырья (в том числе, установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
  • деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
  • журнала и актов расследования несчастных случаев;
  • результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест (сводной таблицы классов условий труда);
  • СНИЛС сотрудников (для рабочих мест, на которых проводится специальная оценка условий труда).

Предоставляются только те документы, которые есть в организации.

Первым делом рекомендуется проводить спецоценку на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Определить их помогут результаты предыдущей аттестации рабочих мест, производственного контроля, а также Перечень вредных и опасных факторов и Перечень работ, при наличии и выполнении которых проводятся медосмотры. Например, в магазине  это могут быть водители, повара, кондитеры и т. д.

Если у сотрудника нет стационарного рабочего места, измерения и исследования необходимо проводить в каждой рабочей зоне. Оценка факторов производственной среды при нестационарной работе имеет свои нюансы. Они отражены в Методике проведения СОУТ. К примеру, освещение оценивается путем присвоения баллов каждому помещению с учетом времени, которое в них проводит сотрудник. Затем сумму баллов сравнивают с нормативом.

Если, например, продавец-консультант работает в одном торговом зале, но постоянно по нему передвигается, то его рабочим местом можно считать весь зал и оценивать его как стационарное.

Что касается аналогичных рабочих мест, то они должны соответствовать следующим требованиям:

  • работники трудятся по профессиям или должностям одного наименования;
  • выполняют одни и те же профессиональные обязанности при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • используют однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
  • работу выполняют в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • используют однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • работники обеспечены  одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Также в задачи комиссии входят:

  • формирование перечня вредных и опасных факторов производства;
  • утверждение результатов идентификации;
  • оценка уровня опасности в ходе спецоценки, которой могут подвергнуться ее участники;
  • участие в спецоценке;
  • утверждение отчета о спецоценке.

Тема 3.3 Обязанности и ответственность за нарушение законодательства охраны труда

Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда

Каждый работник обязан:

  • добросовестно исполнять свой трудовые обязанности;
  • соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • соблюдать требования по охране труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья;
  • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Виды ответственности работников за нарушение требований трудового права:

  • дисциплинарная – за совершение работником дисциплинарного проступка;
  • материальная – за нанесение материального ущерба в результате противоправного поведения (действий или бездействия).

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст.ст. 238, 239 ТК РФ). При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Согласно ст.ст. 241, 247, 248 ТК РФ работник несет материальную ответственность за причиненный ущерб в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым Кодексом или иными федеральными законами.

Виды дисциплинарных взысканий

Работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания за совершенные работником дисциплинарного проступка (ст. 192 ТК РФ).

Дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Трудовой кодекс предусматривает следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.

Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению требований законодательства по охране труда

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, применяемых в производстве сырья и материалов;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств спец. одежды, спец. обуви и других СИЗ;
  • проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • обучение безопасным методам и приемам работ;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • проведение оценки условий труда (СОУТ);
  • беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного надзора и контроля на предприятие и предоставление им информации и документов, необходимых для осуществления своих полномочий.

Виды ответственности должностных лиц за нарушение требований охраны труда и законодательства:

  1. Дисциплинарная — замечание; выговор; увольнение.
  2. Административная — предупреждение; штраф; дисквалификация.
  3. Уголовная — штраф; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  4. Гражданско-правовая — возмещение морального и материального вреда.

Работодатель обязан возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться, например:

  • из-за незаконного отстранения работника от работы;
  • незаконного увольнения работника;
  • незаконного перевода работника на другую работу;
  • отказа работодателя от исполнения или несвоевременного     исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
  • задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки;
  • внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.

Нарушение законодательства в области охраны труда влечет предупреждение или штрафы (ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 2 000 до 5 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2 000 до 5 000 рублей;
  • для организаций – от 50 000 до 80 000 рублей.

Непроведение или нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда влечет предупреждение или штрафы (ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.

За допуск работника к работе без обучения по охране труда или медосмотров положены штрафы (ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 15 000 до 25 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • для организаций – от 110 000 до 130 000 рублей.

За необеспечение работников СИЗ положены штрафы (ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 000 до 30 000 рублей;
  • для организаций – от 130 000 до 150 000 рублей.

За повторное нарушение закона грозит (ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для организаций – от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Задать вопрос преподавателю

Ваше имя
Эл. почта

Вопрос

captcha


Переподготовка Раздел 3

Тестирование в рамках переподготовки специалистов по охране труда. Раздел 3 Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

К НАЧАЛУ ОБУЧЕНИЯ
К ПРЕДЫДУЩЕМУ РАЗДЕЛУ К НАЧАЛУ РАЗДЕЛА К СЛЕДУЮЩЕМУ РАЗДЕЛУarrow_r