Спецоценка-2020: новые правила

С января 2020 года меняются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появились у всех ее участников: организаций, которые проводят спецоценку, работодателей и у инспекторов ГИТ.

Появился ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ. Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Основные поправки:

  • на организацию, которая проводит спецоценку, возложена обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинуто начало действия результатов СОУТ — использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Раньше этот момент был привязан к дате утверждения отчета.

Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Подача декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напоминаем, что подают декларацию в отношении рабочих мест с оптимальным (класс 1) или допустимым (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Декларацию предоставляют в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 приложения № 2 к приказу Минтруда №  80н). Декларацию можно подать дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда от 16.01.2019).

С 2020 года компания-оценщик обязана сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дают 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). Данная обязанность считается надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Компанию-оценщика согласно новой редакции закона наделяют обязанностями по срокам:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-дневный срок сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции части 6 статьи 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы, — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведена спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Обсуждение закрыто.