Раздел 2. Организация работ по охране труда и управление профессиональными рисками


Содержание раздела:
Тема 2.1 Основные обязанности работодателя в сфере охраны труда
Тема 2.2 Организация системы управления охраной труда
Тема 2.3 Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда
Тема 2.4 Специальная оценка условий труда
Тема 2.5 Разработка инструкций по охране труда
Тема 2.6 Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников
Тема 2.7 Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
Тема 2.8 Основы предупреждения профессиональной заболеваемости
Тема 2.9 Организация документооборота по охране труда
Тема 2.10 Оценка соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Пройти тест по разделу

Тема 2.1 Основные обязанности работодателя в сфере охраны труда

Основные направления организации работ по охране труда и управлению профессиональными рисками

ГОСТ 12.0.230-2007 «Cистема управления охраной труда. Общие требования», ставит основной задачей переход от реактивного управления охраной труда (компенсации за вред здоровью) к преактивному (предупреждение вреда), т.е. система управления охраной труда должна быть направлена не на реагирование на инциденты, несчастные случаи и профессиональные заболевания, а на их профилактику.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, руководитель должен организовать безопасный труд своих подчиненных и работу по охране труда в руководимом им учреждении. Для этого необходимо:

  • распределить и закрепить приказом обязанности по охране труда среди руководителей и специалистов;
  • создать службу охраны труда;
  • организовать постоянное обучение работников всему тому, что они должны знать, уметь и делать в сфере охраны труда;
  • обеспечить работников всем необходимым для выполнения требований охраны труда;
  • организовать контроль, оценку и анализ условий труда на всех рабочих местах с целью принятия обоснованных решений по охране труда (например, методами: специальной оценки условий труда, текущего, постоянного и многоступенчатого контроля, внутреннего и внешнего аудита).

Служба охраны труда в организации

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 №14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» в учреждениях при численности работников, превышающей 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, которая подчиняется работодателю.

Основные обязанности специалистов службы охраны труда определены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2012 №559н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда».

В частности на специалиста службы охраны труда возлагается:организация разработки и осуществления мероприятий, направленных на улучшение состояния условий труда, выявление нарушений требований охраны труда, контроль за их своевременным устранением; информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

Специалист по охране труда может запретить эксплуатацию оборудования, проведение работ на местах, где выявлены нарушения по охране труда, создающие угрозы жизни и здоровью с последующим уведомлением руководителя организации. Может вносить предложения работодателю об отстранении от работы лиц, не прошедших инструктажи, медосмотр, обучение и проверку знаний по охране труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушение трудового законодательства

Структура и штатная численность работников службы охраны труда должна быть не менее определяемой Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001г. №10 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». Служба охраны труда является специальным функциональным подразделением учреждении, обеспечивающим организацию, координацию действий, методическую поддержку и контроль за выполнение обязанностей работодателя в сфере охраны труда и подчиняется непосредственно работодателю. Служба охраны труда возглавляется специалистом, который назначается и освобождается от должности приказом руководителя учреждения. Как правило, на эту должность должны приниматься лица, имеющие диплом о присвоении квалификации специалиста по охране труда (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012г. №559Н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»).

Руководитель учреждения организует для работников службы систематическое повышение квалификации не реже одного раза в пять лет, периодическую проверку знаний один раз в три года, а для вновь принятых – в течение месяца проверку знаний в установленном порядке в соответствии должностными обязанностями. Руководитель распределяет обязанности и полномочия по охране труда между работниками.

Практика показала, что оптимальным, при возможности учреждения, является наличие службы хотя бы из двух человек – руководителя и специалиста. В особых случаях некоторые функции работников службы охраны труда в малочисленных организациях могут быть возложены по совместительству на любого специалиста.

Виды контроля и оценки состояния охраны труда
Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью труда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.

Текущий контроль

Текущий контроль достижения целей представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.

Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать в себя:

  • контроль достижения целей;
  • систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
  • контроль производственной среды, включая организацию труда;
  • контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер;
  • оценку соответствия национальным законам и иным нормативным правовым актам, коллективным договорам (соглашениям) и другим обязательствам по охране труда, принятым на себя предприятием.

Многоступенчатый контроль

На предприятиях осуществляется трехступенчатый контроль:

  • I ступень — ежедневный осмотр непосредственным руководителем структурного подразделения (участка, отдела, бригады) и уполномоченного по охране труда всех рабочих мест;
  • II ступень – ежемесячный осмотр начальником цеха, производства и представителем профкома;
  • III ступень – раз в квартал (пол года) а организации в целом руководителем и комиссией по охране труда.

Малые предприятия с незначительной численностью работников могут применять двухступенчатый контроль:

  • I ступень — ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест;
  • II ступень — ежемесячное углубленное обследование комиссией по охране труда с участием ведущих специалистов малого предприятия, уполномоченного по охране труда от профсоюза или от рабочего коллектива. По результатам проверки комиссии в специальный журнал записывают отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.

Текущий контроль является основным направлением деятельности инженера по охране труда.

Реагирующий контроль

Реагирующий контроль становится необходимым в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда

Реагирующий контроль возлагается на высшее руководство, специалистов охраны труда и непосредственных руководителей работ.

Реагирующий контроль заключается в учете и анализе проявившихся опасностей.

Реагирующий контроль необходим при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.

Аудит системы управления охраной труда специальная процедура, выполняемая по ГОСТ Р 12.0.008-2009.

Производственный контроль

Содержание производственного контроля изложено в санитарных правилах   СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а так же в ГОСТ 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации».

Производственный контроль это контроль работодателя (юридического лица или ИП) за соблюдением в организации санитарных правил, а именно:

1. Контроль за наличием в организации всех санитарных правил и других нормативных документов, которые надо соблюдать данной организации.

2. Контроль за проведением лабораторных испытаний:

  • производственных факторов на рабочих местах (шум, вибрация и т.п.);
  • вредных факторов на границе санитарно — защитной зоны предприятия;
  • выпускаемой продукции;
  • прочие испытания.

3. Контроль за проведением медицинских осмотров.

4. Контроль за наличием сертификатов, медицинских книжек, санитарных паспортов и других документов.

5. Контроль за ведением учета и отчетности, которое требуется законодательством в рамках производственного контроля.

6. Информирование органов Роспотребнадзора и местных органов власти об авариях в организации, создающих угрозу жизни и здоровья граждан.

Использование услуг специализированных организаций в сфере охраны труда

Руководитель должен оптимально использовать имеющиеся в его распоряжении средства и привлекать специализированные учреждения для оказания услуг, необходимых работодателю для выполнения требований законодательства об охране труда. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ №205 от 01.04.2010 года образован реестр организаций, которые аккредитованы на оказание услуг в сфере охраны труда (на постоянной или длительной основе): для «сервисного» обслуживания, проведения специальной оценки условий труда, обучения и проверки знаний по охране труда, консультаций, разработки документации, снабжения нормативной литературой и информацией, аутсорсинга. К таким организациям относятся, например, региональные центры охраны труда, образовательные учреждения, которые имеют базы современных технологий по оценке и анализу, в т.ч. не требующие больших затрат. Они имеют специальные лицензии на право выполнения перечисленных работ.

Использование услуг сторонних специализированных организаций, оказывающий услуги в сфере охраны труда, позволяет в целом сокращать затраты на обеспечение охраны труда с одновременным улучшением качества такого обеспечения.

Тема 2.2 Организация системы управления охраной труда

Современные системы управления охраной труда

Основные задачи и принципы построения системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда — предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Решение о создании СУОТ в учреждении должно принимать на добровольной основе его руководство. Она должна быть создана по всем требованиям российского законодательства и международных документов. Основные требования к созданию систем управления охраной труда   вытекают из требований трудового кодекса РФ, федеральных законов в сфере охраны труда, ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации». Все они направлены на повышение самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов за принимаемые ими решения. СУОТ должна быть подсистемой управления учреждением в целом и реально обеспечивать предотвращение аварий, производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Для этого она должна быть строго документированной и дополнять требования действующих правовых и технических нормативных документов, а также развивать их применительно к специфике деятельности конкретного учреждения.

Результативность функционирования СУОТ

Успех функционирования созданной по стандартам системы управления охраной труда зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях управления, всеми подразделениями и работниками учреждения, особенно ее руководством, т.к. рассматриваемые стандарты содержат требования, которые могут быть использованы для объективной самооценки, самодекларации или сертификации.

Все СУОТ специально выделяют: разделение и распределение функциональных обязанностей, прав и ответственности персонала, подготовку, профессиональную квалификацию и внутреннюю мотивацию работников, «активное» руководство всем процессом, состоящее в мониторинге, проверке,   оценке и коррекции, при необходимости, состояния функционирования СУОТ. Процесс эффективного управления   должен быть организован по методу «Планировать – Действовать – Проверять – Корректировать». Именно на использовании такого цикла и построены все современные системы управления, что обеспечивает их эффективность и результативность.

Рассмотрение работодателем эффективности функционирования СУОТ

Руководство учреждения должно через определенные промежутки времени ана­лизировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспече­ния ее результативности, соответствия установленным требованиям, а также обеспе­чения реализации принятой политики в области охраны труда. Процесс анализа сис­темы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы. Результаты анализа системы следует документировать, а полученные данные использовать для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охра­ной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствова­ния системы.

Анализ результативности управления — важный этап оценки результативности применяемой СУОТ, позволяющий работодателю вносить коррективы в деятельность и тем самым поддерживать процесс непрерывного усовершенствования системы управления и, следовательно, ее результативности (эффективности).

План проведения анализа должен основываться на результатах оценки производственных рисков, предыдущих внутренних и внешних проверок функционирования системы управления охраной труда. Важную роль в этом процессе играет контроль деятельности в различных формах (государственный надзор, производственный, те­кущий, многоступенчатый контроль), в том числе в виде специальных проверок, назы­ваемых аудитом.

Создание СУОТ

Они включают в себя: предупреждающие, корректирующие действия и непре­рывное совершенствование.

В создании СУОТ можно выделить несколько этапов:

  • разработка проекта систе­мы;
  • его рассмотрение, обсуждение, исправление, принятие в целом;
  • подготовка к вне­дрению; внедрение системы;
  • развитие системы как ее непрерывное совершенствова­ние.

Следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия предупреждающих и корректирующих действий, вытекающих из мониторинга исполнения и оценки результативности СУОТ, проверок (аудитов) СУОТ и анализа ее эффективно­сти руководством.

Эти мероприятия должны включать:

  • определение и анализ коренных причин любого несоблюдения соответствующих правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда;
  • инициирование, планирование, осуществление, проверку эффективности и документирование корректирующих и предупредительных действий, включая внесение изменений в саму СУОТ.

В тех случаях, когда оценка системы управления охраной труда показывает, что предупредительные и защитные меры от опасностей и рисков неадекватны или могут стать таковыми, то другие, соответствующие обстоятельствам меры (согласно приня­той иерархии предупредительных и регулирующих мер), должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и документально оформлены.

Требования к системе управления охраной труда

Руководитель организации должен обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с ТК РФ ст.212. При этом необходимо:

-определить законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государ­ственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятель­ность организации;
-выявить опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
— определить политику, цели и задачи учреждения в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

Система управления охраной труда должна предусматривать:

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит СУОТ и анализ ее функционирования;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • возможность интеграции в общую систему менеджмента организации в виде подсистемы.

Совершенствование СУОТ

Важную роль играют мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда   и СУОТ в целом. Они должны учитывать:

  • цели учреждения по охране труда;
  • результаты идентификации и оценки опасностей и рисков;
  • результаты мониторинга исполнения и оценки результативности исполнения;
  • расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок (аудитов);
  • выводы анализа эффективности СУОТ руководством; предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов учреждения, включая комитет по охране труда там, где он существует;
  • изменения в законах и правилах, добровольных программах и коллективных соглашениях.

Тема 2.3 Социальное партнерство работодателя и работников
в сфере охраны труда

Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между представителями работников, представителями работодателей, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.

Основные принципы социального партнерства:

  • равноправие, уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон договорных отношениях;
  • содействие   государства   в     укреплении   партнерства;
  • соблюдение   сторонами     трудового     законодательства   и   иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
  • полномочность представителей сторон;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль и ответственность сторон за выполнением принятых коллективных договоров.

Стороны, уровни и формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется на: федеральном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном уровнях.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов и заключения коллективных договоров, соглашений по охране труда;
  • взаимных переговоров по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства и правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Работники и их доверенные лица

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении коллективного договора, рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация или уполномоченные (доверенные) лица по ох­ране труда. Они входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда учреждения. Важной частью защиты интересов работника является общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в сфере охраны тру­да, осуществляемый профессиональными союзами или уполномоченными по охране труда. Представители работников, и уполномоченные отчитываются о проделанной работе не реже одного раза в год на общем собрании трудового коллектива.

Основными задачами доверенных лиц являются:

  • содействие созданию безопасных условий труда;
  • осуществление общественного контроля за состоянием охраны труда и соблюдением законных прав и интересов работников;
  • представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодате­лем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
  • консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Комитеты (комиссии) по охране труда

Организация комиссий по охране труда и связанного с ними института уполномо­ченных лиц по охране труда производится в соответствии со ст. 218 ТК РФ и «Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда» утв. приказом Минтруда РФ от 24.06.2014 г. № 412н. Комиссия создается на паритетной основе из представителей работодателя, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей по обеспечению требований охраны труда на предприятии. Представители работников выдвигаются в комиссию из числа уполномоченных лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. Комиссия избирает из своего состава председателя, замес­тителей от каждой стороны и секретаря. Члены комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах, без освобождения от основной работы. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании комиссии и утверждается его председателем. Заседания комиссии прово­дятся не реже одного раза в квартал.

Планирование работ по охране труда — это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охраны труда.

Планирование включает в себя:

  • перспективные комплексные планов (программ) улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью программ развития учреждения;
  • текущие (годовые) планы мероприятий по охране труда, включаемые в соглашения по охране труда коллективного договора;
  • оперативные (квартальные, месячные) планы.

Кроме того, разрабатываются планы мероприятий по снижению производствен­ного травматизма, профзаболеваний в учреждении. Активную роль в этом процессе играет служба охраны труда («Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда» от 27.02.95г. N11).

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками учреждения, с работодателем.

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны (представители работодателя и трудового коллектива на равноправ­ной основе) образуют комиссию.

В него могут включаться следующие вопросы:

  • форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений.

Утвержденный на общем собрании и подписанный сторонами коллективный до­говор в семидневный срок направляется работодателем в орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации. Контроль за его выполнением осуществляется представителями сторон а, также органами по труду региона.

Тема 2.4 Специальная оценка условий труда

 Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 «О специальной оценке условий труда» устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников СОУТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредностей (опасностей) и оценке уровня воздействия выявленных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работника с учетом эффективности средств индивидуальной защиты.

Результаты СОУТ применяются в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах и обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • установления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, и (или) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, и (или) повышенной оплаты труда, а также иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Работодатель обязан:

  • обеспечить проведение специальной оценки условий труда;
  • обеспечить представление организации, проводящей СОУТ, необходимой документации и разъяснений по вопросам оценки условий труда;
  • обеспечить личное участие работника в проведении СОУТ на его рабочем месте и (или) ознакомление с результатами СОУТ.

Работник вправе: лично участвовать в СОУТ на своем рабочем месте и обжаловать результаты СОУТ.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией (организациями), имеющей аккредитацию на право проведения СОУТ.

СОУТ проводится на всех рабочих местах работодателя не реже одного раза в пять лет.

Для организации и проведения СОУТ работодателем создается комиссия по проведению СОУТ, а также утверждается график проведения работ по СОУТ.

В комиссию включаются представители работодателя (в том числе председатель и специалист по охране труда), представитель профсоюзной организации или иного представительного органа работников, эксперты и иные сотрудники аккредитованной организации.Число членов комиссии должно быть нечетным. Состав комиссии утверждается работодателем. Комиссию по проведению специальной оценки условий труда возглавляет работодатель или его представитель.

Идентификация вредности (опасности) – сопоставление выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В случае если на рабочем месте не выявлены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, то условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми условиями труда, исследования не проводятся.

В случае если на рабочем месте выявлены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений факторов производственной среды и трудового процесса.

Объем проведения исследований и измерений определяется с учетом: используемого работником производственного оборудования, сырья и материалов, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, при наличии которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников.

По итогам идентификации вредности (опасности) комиссией оформляется перечень рабочих мест с указанием выявленных факторов производственной среды и трудового процесса.

В отношении рабочих мест, на которых заняты работники, чьи профессии включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии, а также работники, которым действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами установлены компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, идентификация вредности (опасности) не проводится, при этом комиссией принимается решение о проведении исследований и измерений уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на данных рабочих местах.

Декларирование соответствия условий труда

В отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации вредности (опасности) не выявлены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса работодателем подается в государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформленная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Исследования и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляются аккредитованной организацией.

К факторам производственной среды относятся:

1) физические факторы – аэрозоли преимущественно фиброгенного действия; шум; инфразвук; ультразвук воздушный; вибрация общая и локальная; неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного и оптического диапазона, в том числе лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; микроклимат (температура, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, тепловое излучение); световая среда (искусственное освещение (освещенность рабочей поверхности));
2) химические факторы – химические вещества и смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;
3) биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний.

К факторам трудового процесса относятся:

1) тяжесть труда – показатели нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работника;
2) напряженность труда – показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса:

  • оптимальные условия труда (1 класс) – условия труда, при которых воздействие на организм работника факторов производственной среды и трудового процесса, способных оказать неблагоприятное воздействие на организм работника, отсутствует, либо уровни их воздействия минимальны.
  • допустимые условия труда (2 класс) – условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, значения показателей которых не превышают значений, установленных нормативами условий труда, а функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.
  • вредные условия труда (3 класс) – условия труда, характеризующиеся наличием факторов производственной среды и трудового процесса, уровни которых превышают значения, установленные нормативами условий труда, включая:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) — условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны вызвать функциональные изменения в организме человека, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании воздействия данных факторов, и увеличить риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени) — условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию и появлению профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (после 15 и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени) — условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени) — условия труда, при которых на организм работника воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию профессиональных заболеваний тяжелой степени тяжести (с потерей общей трудоспособности) в периоде трудовой деятельности.

  • Опасные условия труда (4 класс) – условия труда, характеризующиеся наличием факторов производственной среды и трудового процесса, уровни которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены) (или их частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия из воздействия обеспечивают высокий риск развития острых профессиональных поражений.

Результаты специальной оценки условий труда оформляются аккредитованной организацией в виде отчета отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Отчет включает:

  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием выявленных вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • карты СОУТ с приложением протоколов исследований и измерений выявленных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, протоколов оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • сводную ведомость результатов;
  • перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Внеплановая СОУТ проводится в следующих случаях: ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получение работодателем предписания государственного инспектора труда; изменение технологического процесса и т.д.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до вступления в силу Федерального Закона № 426порядком, действительны до окончания их срока действия, но не позднее 31.12. 2018 г.

Аккредитованные организации и эксперты независимы и руководствуются в своей деятельности исключительно требованиями законодательства о специальной оценке условий труда.

Аккредитованная организация обязана страховать свою гражданскую ответственность за причинение убытков или имущественного вреда заказчику.

Тема 2.5 Разработка инструкций по охране труда

Разработка инструкций по охране труда осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инструкций по охране труда (утв. Минтрудом России 13.05.2004).

Работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников организаций (ст. 212 ТК РФ).

Основой для разработки являются:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М(О));
  • межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М(О)).

Инструкция по охране труда работников разрабатывается разрабатывается руководителем подразделения исходя из должности работника, профессии или вида выполняемой работы.

В инструкцию рекомендуется включать разделы:

1.  Общие требования охраны труда.
2.  Требования охраны труда перед началом работ.
3.  Требования охраны труда во время работы.
4.  Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
5.  Требования охраны труда по окончанию работы.

Инструкция по охране труда – локальный нормативный акт.

Разработанную инструкцию целесообразно пронумеровать, прошить и скрепить на обороте печатью организации.

ИНСТРУКЦИЯ ПЕРЕСМАТРИВАЕТСЯ НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ПЯТЬ ЛЕТ.

Действующие инструкции и их перечень хранится у руководителя подразделения.

Факт выдачи инструкций регистрируется в журнале установленной формы.

Примерный вид титульного листа инструкции по охране труда для работника

Примечание: на оборотной стороне инструкции рекомендуется наличие виз разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда, энергетика, технолога и других заинтересованных лиц.

Тема 2.6 Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников

Основные нормативно-правовые документы:

1. Трудовой кодекс РФ

2. ГОСТ 12.0.004 — 90 Организация обучения безопасности труда.

3. Постановление от 13.01.2003 №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций»

Обучение по охране труда предусматривает:

а) вводный инструктаж;
б) инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый и целевой;
в) обучение работников рабочих профессий;
г) обучение руководителей и специалистов, а также обучение иных отдельных категорий застрахованных в рамках системы обязательного социального страхования.

Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда.

Вводный инструктаж по охране труда проводят по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Феде­рации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установлен­ном порядке работодателем.

Проведение всех видов инструктажей регистрируют в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске на производ­ство работ) с указанием вида и программы инструктажа, подписей инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документа­ции, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Первичный инструктаж проводится индивидуально.

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим ин­структаж.

Все рабочие после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 – 14 смен пройти стажировку под руководством лиц назначенных приказом (распоряжением, решением) по подразделению. Руководство подразделения по согласованию с отделом охраны труда и профсоюзным комитетом может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж работы по специальности не менее 3 лет, переходящего из одного цеха в другой, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее, не меняется.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных ранее навыков безопасных способов работы.

Повторный инструктаж проходят все работники не реже одного раза в 6 месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводят:

  • при введении или изменении нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
  • при изменении технологических процессов;
  • по требованию должностных лиц органов государственного надзора;
  • при перерывах в работе для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более 2 месяцев;
  • по решению работодателя.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляют наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводит по соответствующим программам по охране труда непосредственно сама организация или образовательные учреждения профессионального образования при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

Обучение по охране труда проводят при подготовке работников рабочихпрофес­сий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой дея­тельности – проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований   охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение перво­го месяца после назначения на эти работы. Порядок обучения устанавливает работо­датель в соответствии с нормативными правовыми актами.

Работодатель организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий показанию первой помощи пострадавшим.

Вновь принимаемые на работу проходят обучение показанию первой помощи по­страдавшим в сроки, установленные работодателем, но не позднее одного месяца по­сле приема на работу.

Тема 2.7 Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Классификация средств индивидуальной защиты:

  • костюмы изолирующие: пневмокостюмы, гидроизолирующие костюмы, скафандры;
  • средства защиты органов дыхания (СИЗОД): противогазы, респираторы, пневмошлемы, пневмомаски, пневмокуртки;
  • одежда специальная защитная: комбинезоны, полукомбинезоны, куртки, костюмы, халаты, пальто, полупальто, полушубки, накидки, плащи, полуплащи, ру­башки, шорты, жилеты, напыльники, фартуки;
  • средства защиты ног: сапоги, полусапоги, ботинки, полуботинки, туфли, галоши, бо­ты, бахилы, портянки, наколенники, в том числе обувь для защиты от вибрации и электрического тока;
  • средства защиты рук: рукавицы, вачеги, перчатки, на­пульсники, нарукавники, налокотники, в том числе дерматологические защитные средства (пасты, мази, кремы);
  • средства защиты головы: каски, шлемы, подшлемники, шапки, береты, шляпы, кол­паки, косынки, накомарники;
  • средства защиты лица: щитки защитные лицевые;
  • средства защиты глаз: очки защитные;
  • средства защиты органов слуха: противошумные шлемы, наушники, вкладыши;
  • средства защиты от падения с высоты: предохранительные пояса, тросы, ловители и др.;
  • средства дерматологические защитные: защитные, очистители кожи, репаративные средства;
  • средства защиты комплексные, т.е. единые конструктивные устройства, обеспечиваю­щие защиту двух и более органов: дыхания, зрения, слуха, а также лица и головы.

Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выда­ются бесплатно сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (в дальнейшем — СИЗ) в соответствии с нормами, ут­вержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производится за счет средств работо­дателя (ст. 212, 219, 221 Трудового кодекса РФ).

Порядок обеспечения работников СИЗ регламентирован приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н. «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

Выдаваемые работникам СИЗ должны соответствовать их полу, росту и разме­рам, характеру и условиям выполняемой работы и обеспечивать безопасность труда. В соответствии со ст. 215 Трудового кодекса РФ СИЗ работников, в том числе и ино­странного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, уста­новленным в Российской Федераций, и иметь сертификаты соответствия. Приоб­ретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты, не имеющих сертифи­ката соответствия, не допускаются.

Заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных Типовыми отраслевыми нормами, другим, обеспечивающим полную защиту от опасных и вредных производственных факторов допускается по согласованию с соответствующим профсоюзным органом, при условии, что новые СИЗ не снижают степени защиты работника от вредных и опасных производственных факторов (например: комбинезон хлопчатобумажный может быть заменен костюмом хлопчатобумажным или халатом и на­оборот).

В тех случаях, когда такие СИЗ, как жилет сигнальный, предохранительный пояс и другие, не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работода­телем работникам на основании специальной оценки условий труда.

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей ра­ботникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты должны записываться в личную карточку работника.

Ряд работников предприятия должен обеспечиваться смывающими и (или) обезвреживающими средствами (приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 №1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»).

Тема 2.8 Основы предупреждения профессиональной заболеваемости

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302 Н «Об утверждении вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводится обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда» регламентирует проведение работодателем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

Обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на ра­боту проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе.

Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся с целью:

  • динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременно­го выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних при­знаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников;
  • выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприя­тий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособно­сти работников;
  • предупреждения несчастных случаев на производстве.

Для проведения медицинских осмотров в организации составляется перечень профессий (должностей) и поименный список работников, подлежащих медицинским осмотрам согласно приказу Минздравсоцразвития России №302н.

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обсле­дования) работников проводятся за счет средств работодателя в медицин­ских организациях, имеющих лицензию на указанный вид деятельности.

Профессиональные заболевания и их предупреждения

Порядок установления диагноза и передачи информации об острых профессиональных заболеваниях:

1) предварительный диагноз острого профессионального заболевания ставится врачом любого учреждения здравоохранения;
2) на каждый случай заполняется извещение об установлении предвари­тельного диагноза;
3) при установлении предварительного диагноза — острое профессиональ­ное заболевание учреждение здравоохранения обязано в течении суток с даты ус­тановления диагноза направить извещение по установленной форме в центр Роспотребнадзора;
4) центр Роспотребнадзора:

  • в течение суток со дня его получения приступает к выяснению обстоя­тельств и причин возникновения заболевания;
  • составляет санитарно- гигиеническую характеристику условий труда ра­ботника.

5) учреждение здравоохранения:

  • устанавливает заключительный диагноз;
  • составляет медицинское заключение;
  • в 3-дневный срок направляет в центр Роспотребнадзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения.

Порядок установления диагноза и передачи информации о хронических профессиональных заболеваниях:

1) предварительный диагноз хронического профессионального заболевания ставится врачом любого учреждения здравоохранения;
2) на каждый случай врачом, выявившим профессиональное заболевание, заполняется извещение об установлении предварительного диагноза;
3) учреждение здравоохранение обязано в 3-дневный срок со дня установ­ления диагноза направить извещение о профессиональном заболевании работника по установленной форме в центр Роспотребнадзора;
4) центр Роспотребнадзора:

  • в течение 2 недель со дня получения извещения выясняет обстоятельст­ва и причины;
  • составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда ра­ботника.

5) учреждение здравоохранения в месячный срок обязано направить боль­ного на амбулаторное или стационарное обследование;
6) центр профессиональной патологии:

  • ставит заключительный диагноз;
  • со­ставляет медицинское заключение;
  • в 3-дневный срок направляет извещение по заключительному диагнозу.

Состав комиссии по расследованию профессионального заболевания:

  • главный врач центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • представитель работодателя;
  • специалист по охране труда;
  • представитель профсоюзного органа;
  • представитель учреждения здравоохранения.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов

Нормы и условия выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам организаций, занятым на работах с вредными условиями труда регламен­тируется приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 №45н.

Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов произ­водится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда.

Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены.

Не допускается замена молока сметаной, сливочным маслом, другими продуктами (кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока), а также выдача молока или других равноценных пищевых продуктов за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены.

Нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут вы­даваться работникам вместо молока:

№ п/п Наименование пищевого продукта Норма выдачи за смену
1 Кисломолочные жидкие продукты, в т.ч. обогащенные, с содержанием жира до 3,5% (кефир разных сортов, простокваша, ацидофилин, ряженка), йогурты с содержанием жира до 3,5% 500 г
2 Творог не более 9% жирности 100 г
3 Сыр не более 24% жирности 60 г
4 Продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда Устанавливается в заключении, разрешающем их применение

Замена молока равноценными пищевыми продуктами допускается с согласия работников и с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников ком­пенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других рав­ноценных пищевых продуктов ТК РФ ст.222.

Правила выдачи бесплатного лечебно-профилактического питания
Лечебно-профилактическое питание выдается работникам в дни фактического выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда (далее-Перечень).
Лечебно-профилактическое питание выдается также:

а) работникам, привлекаемым к выполнению предусмотренных Перечнем работ на полный рабочий день;
б) работникам, имеющим право на бесплатное получение лечебно- профилактического питания и выполняющим работу вахтовым методом;
в) работникам, производящим чистку и подготовку оборудования к ремонту или консервации в цехе (на участке) организации;
г) работникам, имеющим право на бесплатное получение лечебно- профилактического питания и признанным инвалидами вследствие профессионального заболевания, вызванного характером выполняемой работы, в течение срока инвалидности, но не более одного года со дня ее установления;
д) работникам, имеющим право на бесплатное получение лечебно- профилактического питания и на срок не более одного года временно переведенным на другую работу в связи с установлением признаков профессионального заболевания, связанного с характером работы;
е) женщинам на период отпусков пo беременности и родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, имевшим До наступления указанного отпуска право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания.

Выдача лечебно-профилактического питания производится перед началом работы в виде горячих завтраков или специализированных вахтовых рационов (для труднодоступных регионов при отсутствии столовых) перед началом работы.

Санитарно-бытовое обеспечение работников

Для обеспечения работников организации санитарно-бытовым обслуживанием работодатель оборудует:

  • санитарно-бытовые помещения (гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные комнаты, устройства питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения);
  • помещения для приема пищи;
  • помещения оказания медицинской помощи;
  • комнаты отдыха в рабочее время и психологической разгрузки;
  • санитарные посты;
  • аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой.

Нормы для оборудования вышеуказанных помещений и устройств, а также требования к оборудованию административных и бытовых зданий содержатся в СНиП 2.09.04-87.

Нормы, по которым оборудуется санитарно-бытовые помещения, кабинеты и уголки охраны труда, устанавливаются исходя из численности работников в наиболее многочисленную смену.

В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций — уголка охраны труда.

Организация кабинетов и уголков охраны труда проводится на основании рекомендаций организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, принятых постановлением Минтрудсоцразвития России от 17.01.2001 №7.

Тема 2.9 Организация документооборота по охране труда

Документация по охране труда на рабочих местах (в структурном подразделении)

1. Журнал регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте.
2. Программа проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте (для каждой профессии отдельная программа).
3. Инструкции по охране труда для каждого работника подразделения согласно занимаемой должности (профессии), на все виды выполняемых работ и при работе на установленном в подразделении оборудовании.
4. Должностные инструкции и должностные обязанности по охране труда руководителя подразделения, его заместителей и специалистов.
5. Перечень инструкций по охране труда в структурном подразделении.
6. Журнал регистрации инструктажа по пожарной безопасности на рабочем месте.
7. Программа проведения первичного инструктажа по пожарной безопасности на рабочем месте.
8. Инструкции по пожарной безопасности.
9. Памятка по оказанию первой помощи.
10. Протоколы проверки знаний требований охраны труда руководителей и (или) работников рабочих профессий, удостоверения проверки знаний требований охраны труда.
11. Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты.
12. Документы по специальной оценке рабочих мест по условиям труда (карты, протоколы инструментальных замеров).
13. Санитарно-технические паспорта, руководства по эксплуатации     заводов-изготовителей на оборудование, установленное в структурном подразделении.
14. Распорядительная документация по охране труда (приказы, распоряжения, стандарты, положения и др.).

Отчетность по охране труда

Годовые статистические формы предоставляют юридические лица, кроме микро-предприятий, всех форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме: финансовой деятельности, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования, образования, деятельности домашних хозяйств, деятельности экстертерриториальных организаций.

Перечень форм отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с охраной труда:

  • годовая статистическая форма №7 — травматизм (предоставляется до 25 янва­ря после отчетного периода);
  • годовая статистическая форма №1-Т (условия труда) (предоставляется до 20 января после отчетного периода);
  • приложение к форме №7-травматизм (предоставляется до 25 января после от­четного периода с периодичностью один раз в три года).

Номенклатура дел по охране труда в организации

  1. Приказы и распоряжения руководителя организации.
  2. Положение о службе охраны труда.
  3. Должностные инструк­ции сотрудников службы.
  4. Должностные обязанности по охране труда руководителей структурных подраз­делений организации.
  5. Инструкции по охране труда для работников различных профессий, на все виды проводимых работ.
  6. Программа вводного инструктажа, программы первичного инструктажа на рабо­чих местах.
  7. Годовой план работы службы охраны труда.
  8. Годовой статистический отчет о производственном травматизме по форме 7 и условиям труда по форме 1-Т.
  9. Документы по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров: направления, заключения, акты, списки.
  10. Список производств, профессий, специальностей и работ, на которых запрещено применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста.
  11. Список профессий, работ и производств с тяжелыми и (или) вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин.
  12. Перечень должностей и профессий с вредными условиями труда, работа в кото­рых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
  13. Перечень работ и профессий, дающих право рабочим и служащим на получение молока или других равноценных пищевых продуктов в связи с вредными условиями труда.
  14. Перечень работ повышенной опасности.
  15. Документы по обучению и проверке знаний по охране труда (перечни, протоколы, приказы).
  16. Документы по специальной оценке условий труда (карты, ведомости, протоколы).
  17. Документы по пожарной безопасности (отчеты, ведомости, акты).
  18. Документы по электробезопасности (технические отчеты, списки, акты).
  19. Документы по социальному страхованию (письма, планы, отчеты).
  20. Соглашение по охране труда между руководством организации и профсоюзным комитетом.
  21. Предписания службы охраны труда с отметками о выполнении.
  22. Предписания органов Ростехнадзора, Госпожнадзора, Роспотребнадзора, Госу­дарственной инспекции труда.
  23. Нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других индивидуальных средств защиты работникам организации.
  24. Переписка со сторонними организациями по текущим вопросам службы охраны труда.
  25. Акты о несчастных случаях на производстве по форме Н-1.
  26. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда вновь поступающих на работу в организацию.
  27. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (групповых, с тяже­лым, со смертельным исходом).

Тема 2.10 Оценка соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Сертификация соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – добровольный документ, удостоверяющий соответствие проводимых на предприятии (в организации) работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Система сертификации работ по охране труда — совокупность участников серти­фикации, осуществляющих сертификацию работ по охране труда в организациях в со­ответствии с государственными нормативными требованиями по охране труда.

Основные направления работ по охране труда, которые могут подлежать сертификации:

  • деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
  • деятельность служб охраны труда;
  • организация проведения инструктажа и обучения безопасным методам и прие­мам выполнения работ, проверки знаний требований охраны труда;
  • проведение специальной оценки условий труда;
  • разработка и выполнение мероприятий по улучшению условий труда и предупреждению производственного травматизма;
  • организация деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда;
  • организация функционирования объектов повышенной опасности.

Сертификация работ по охране труда предназначена для подтверждения соответствия условий и охраны труда на предприятии или его подразделениях нормам и требованиям.

Сертификация необходима для оценки состояния условий и охраны труда на предприятии при подготовке предложений об отнесении его к классу профессионального риска.

Объекты сертификации — это работы на предприятии по всем видам экономиче­ской деятельности в соответствии с классификацией отраслей экономики по классам профессионального риска.

Сертификация на предприятиях проводится непосредственно специалистами территориальных органов по сертификации с обязательным участием специалистов-экспертов, прошедших подготовку в научно-методическом центре и аттестованных в установленном порядке.

Сертификация работ на предприятии осуществляется комиссией, формируемой руководителем органа по сертификации, посредством проверки и оценки соответствия работ установленным государственным нормативным требованиям.

Основные положения проведения сертификации работ по охране труда

Для проведения сертификации организации работ по охране труда необходимо направить в орган по сертификации заявку по установленной форме.

Процедура сер­тификации включает в себя основные этапы:

  • подача заявки на добровольную сертификацию;
  • рассмотрение и принятие решения по заявке;
  • проведение необходимых проверок непосредственно в организации;
  • анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
  • выдача сертификата;
  • контроль за сертифицированными работами в течение срока действия сертификата.

Документы, представляемые для сертификации работ по охране труда:

  • заявка на проведение сертификации работ по охране труда;
  • устав предприятия (копия);
  • документы о регистрации и постановке на учет в налоговых органах (копии);
  • перечень нормативных правовых актов по охране труда, на соответствие кото­рым предполагается проведение сертификации;
  • материалы по результатам проведения специальной оценки условий труда;
  • сведения о службе охраны труда организации;
  • сведения о деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда.

Перечень документов, представляемых для сертификации организации работ по охране труда уточняется в зависимости от отраслевой принадлежности организации и выбранной схемы сертификации.

Тест по разделу 2

Тестирование в рамках обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций.

Раздел 2 Организация работ по охране труда и управление профессиональными рисками

К НАЧАЛУ ОБУЧЕНИЯ
К ПРЕДЫДУЩЕМУ РАЗДЕЛУ К НАЧАЛУ РАЗДЕЛА К СЛЕДУЮЩЕМУ РАЗДЕЛУarrow_r