Модуль 2. Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности

Содержание модуля:

Тема 2.1. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

Тема 2.2. Аккредитация

Тема 2.3. Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности)

Тема 2.4. Федеральный государственный пожарный надзор

Тема 2.5. Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности

Тема 2.6. Лицензирование и декларирование в области пожарной безопасности

Тестирование по модулям 1 и 2

Тема 2.1. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

Обеспечение пожарной безопасности объекта защиты. Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности в соответствии с  Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной  безопасности».

Целью создания системы является:

— предотвращение пожара;

— обеспечение безопасности людей;

— защита имущества при пожаре.

Если не обеспечивается один из трех перечисленных пунктов, руководитель организации, а также лица виновные в нарушении правил пожарной безопасности несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом № 123-ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. (Рис.1)

Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя:

 — систему предотвращения пожара;

 — систему противопожарной защиты;

 — комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Организационно-технические мероприятия являются инструментом реализации систем предотвращения пожара и противопожарной защиты.

Рис. 1. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

 

Система противопожарной защиты — комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию);

Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются:

— снижением динамики нарастания опасных факторов пожара;

— эвакуацией людей и имущества в безопасную зону;

 — тушением пожара.

Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

Функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 10 июля 2012 года № 117-ФЗ.

Системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.

Исключение условий образования горючей среды достигается следующими способами:

  1. Применение негорючих веществ и материалов.
  2. Ограничение массы горючих веществ и материалов.
  3. Использование наиболее безопасных способов размещения горючих веществ и материалов, а также материалов, взаимодействие которых друг с другом приводит к образованию горючей среды.
  4. Изоляция горючей среды от источников зажигания.
  5. Поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ.
  6. Понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме.
  7. Поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается.
  8. Механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ.
  9. Установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках.
  10. Применение устройств защиты производственного оборудования, исключающих выход горючих веществ в объем помещения, или устройств, исключающих образование в помещении горючей среды.

Исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания достигается следующими способами:

  1. Применение электрооборудования, соответствующего классу пожароопасной и (или) взрывоопасной зоны, категории взрывоопасной смеси.
  2. Применение в конструкции быстродействующих защитного отключения электроустановок и других устройств, приводящих к появлению источников зажигания.
  3. Применение оборудования и режимов технологического процесса, исключающих образование электричества.
  4. Устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.
  5. Поддержание безопасной температуры нагрева материалов и поверхностей, которые контактируют с горючей средой.
  6. Применение способов и устройств ограничения искрового разряда в горючей среде до безопасных значений.
  7. Применение искробезопасного инструмента при работе с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими газами.
  8. Ликвидация условий для теплового, химического и (или) микробиологического самовозгорания обращающихся веществ, материалов и изделий.
  9. Исключение контакта с воздухом пирофорных веществ.
  10. Применение устройств, исключающих распространение пламени из одного объема в смежный.

Комплекс организационно-технических мероприятий включает:

  • паспортизацию технологических процессов, зданий и сооружений объектов обеспечения пожарной безопасности;
  • разработку и реализацию норм и правил пожарной безопасности, инструкций о порядке обращения с пожароопасными веществами и материалами, о соблюдении противопожарного режима и действиях людей при возникновении пожара;
  • организацию обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве изготовление и применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности;
  • разработку мероприятий по действиям администрации, рабочих, служащих и населения на случай возникновения пожара и организацию эвакуации людей;
  • организацию пожарной охраны на предприятии.

Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184–ФЗ «О техническом регулировании» оценка соответствия — это прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Формы оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности определены ст. 144 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123–ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которой:

  1. Оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах:
  • аккредитации;
  • независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
  • государственного пожарного надзора;
  • декларирования пожарной безопасности;
  • исследований (испытаний);
  • подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);
  • приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
  • производственного контроля;
  • экспертизы.
  1. Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях технического регулирования в области пожарной безопасности все объекты защиты в контексте оценки их соответствия требованиям пожарной безопасности делятся на две группы: организации, как хозяйствующие субъекты, осуществляющие общественно значимую деятельность, и продукция – материально-вещественный результат этой деятельности. При этом в общей группе организаций выделяется подгруппа организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров. К таким организациям относятся: испытательные центры (лаборатории), осуществляющие испытания продукции для целей сертификации; организации, осуществляющие независимую оценку пожарного риска на объектах защиты и организации, привлекаемые органами государственного пожарного надзора к мероприятиям по контролю в качестве экспертных организаций.

Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

  1. В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
  2. В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
  3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
  4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
  5. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
  6. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
  7. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  8. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Тема 2.2. Аккредитация

Правовые основы аккредитации. Цели, принципы и правила аккредитации на территории Российской Федерации. Порядок организации и функционирования единой национальной системы аккредитации, права и обязанности ее участников.

Аккредитация в национальной системе обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ) — это форма допуска экспертных организаций для выбора гражданами и организациями исполнителя работ по оценке пожарной безопасности (пожаробезопасности) продукции (товаров), проверке работоспособности систем и элементов противопожарной защиты зданий (сооружений, строений, помещений) и формированию открытых данных.

Для экспертных организаций работающих в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска разработаны Методические рекомендации по организации главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации работы по получению экспертными организациями добровольных аккредитаций в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (утв. МЧС России 23 ноября 2015 г. N 2-4-87-44-7).

Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска регулирует вопросы взаимоотношений между экспертными организациями, претендующими на добровольную аккредитацию в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) (далее — объект защиты) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее — Аккредитация), Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее — Главное управление) устанавливает порядок получения экспертной организацией Аккредитации, переоформления и продления срока действия документа об аккредитации, приостановления и возобновления действия документа об аккредитации, а также порядок проверки осуществления деятельности аккредитованной экспертной организацией по соответствующим направлениям Аккредитации.

Аккредитованными в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска могут быть организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Целью аккредитации является обеспечение доверия к деятельности экспертной организации на основе подтверждения и признания ее компетентности по выполнению работ в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.

В соответствии с Порядком осуществляется Аккредитация заявителей по следующим направлениям деятельности:

  • проведение расчетов по оценке пожарного риска и подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
  • обследование объекта защиты, подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности;
  • обследование объекта защиты, проведение расчетов по оценке пожарного риска, подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Тема 2.3. Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности)

Система независимой оценки рисков в области пожарной безопасности. Цели и задачи проведения независимой оценки пожарного риска. Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2020 № 1325. Общие требования к определению расчетных величин пожарного риска. Нормативные документы, определяющие цели и задачи аудита и самообследований по вопросам пожарной безопасности. Основные требования к организации внутреннего технического аудита и аудита по пожарной безопасности. Система менеджмента пожарной безопасности. Основные положения менеджмента пожарного риска.

Целями создания системы независимой оценки пожарных рисков являются:

— повышение уровня защищенности населения, территорий, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате их вывода из сферы «обслуживания» государственными надзорными органами;

— учет результатов оценки рисков при назначении сумм страховых сборов и их дифференциация в зависимости от уровня защищенности объекта;

— обеспечение прозрачности процедур осуществления надзорных функций, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.

В настоящее время на территории Российской Федерации аккредитовано более шестисот организаций на право проведения работ по независимой оценке пожарного риска (далее — НОР), в которых работают более двух тысяч экспертов.

Реестр экспертных организаций, аккредитованных на право проведения НОР, и информация о НОР опубликованы на интернет-сайтах Федерального казенного учреждения «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

Порядок проведения, оформления и учета НОР

Порядок проведения оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска установлен Постановлением Правительства Российской Федерации 07.09.2009 № 304  «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» (далее – ППРФ-304).

Независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, аккредитованной на осуществление деятельности в области независимой оценки пожарного риска. Независимая оценка пожарного риска включает следующее (п.4 ППРФ-304):

  • анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
  • обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
  • в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных ФЗ-123,  расчетов по оценке пожарного риска;
  • подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» (далее – ППРФ № 272).

Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее — заключение), направляемого (вручаемого) собственнику на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (п.5 ППРФ-304).

В заключении указываются (п.6 ППРФ-304):

— наименование и адрес экспертной организации;

— дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска;

— реквизиты собственника;

— описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска;

— фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;

— результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 4 настоящих Правил;

— вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо, в случае их невыполнения, — рекомендации о принятии  мер, предусмотренных подпунктом «г» пункта 4 настоящих Правил.

Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации (п.7 ППРФ-304).

Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты:

— на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;

— который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

Конечным результатом независимой оценки пожарного риска является получение собственником реальной экспертной оценки состояния пожарной опасности его объекта защиты, а также рекомендаций по управлению системой обеспечения пожарной безопасности объекта защиты.

Мотивацией субъектов предпринимательства для проведения независимой оценки пожарных рисков является:

— получение собственником объекта защиты полной и объективной картины относительно уровня обеспечения пожарной безопасности на объекте;

— определение приоритетных направлений финансирования противопожарных мероприятий;

— снижение на предприятии финансовых рисков, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций и пожаров;

— особый порядок осуществления государственного пожарного надзора, предусмотренный административным регламентом МЧС России по исполнению функции государственного пожарного надзора.

В 2020 году  Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2020 г. 3 1325 «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска (утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272)

Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:

  • анализа пожарной опасности объекта защиты;
  • определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
  • построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
  • оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
  • наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

При проведении расчета по оценке социального пожарного риска учитывается степень опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более.

Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:

— наименование использованной методики;

— описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;

— результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;

— перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;

— вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Аудит безопасности

Основные требования к организации внутреннего аудита

Понятие «внутренний аудит» получило большое распространение в бизнесе. Многие крупные предприятия и компании предпочитают создавать собственные службы и отделы внутреннего аудита, обучая своих сотрудников.

Задачи внутреннего аудита на предприятии

Внутренний аудит на предприятии представляет собой деятельность, которая направлена на предоставление объективных и независимых консультаций и гарантий для улучшения деятельности предприятия. Цель внутреннего аудита — оценивать риски, находить способы их уменьшения, а также увеличивать рентабельность бизнес-процессов. Консультации аудиторов включают в себя оценку, анализ и отчет по поводу продуктивности и надежности процессов. Адресованы они непосредственно администрации организации.

Необходимость внедрения внутреннего аудита

В последнее время в России наблюдается ориентация на разделение функций управления и владения бизнесом. Собственники внедряют одну общую стратегию развития организации и управляют основными направлениями, а для решения мелких и повседневных задач, как правило, нанимают топ-менеджеров. В таком случае на предприятии используется инструмент контроля состояния дел — внутренний или внешний аудит. Он позволяет собственникам получить полную и объективную оценку деятельности всей организации.

Чек-лист для внутреннего аудита

Важно знать об особенностях этого аудита. Все процессы должны следовать друг за другом упорядоченно. Поскольку именно благодаря соответствию данному требованию можно избежать многих ошибок и проблем при проведении аудита контролирующими органами. Заполнение чек-листа во многом упрощает процесс.

Что надо знать о чек-листе. Он состоит из перечня подробных вопросов по проводимому аудиту. Определенно установленного в законодательстве формата чек-лист не имеет. С помощью чек-листа можно решить следующие задачи:

— правильно планировать проведение аудита в соответствии с законодательными нормами;

— осуществлять промежуточный и выборочный контроль;

— вести эффективный тайм-менеджмент;

Чек лист: 

— гарантирует отсутствие пропуска важных частей аудиторской проверки;

— упрощает проведение аудита;

— с его помощью аудиторская проверка проходит комплексно, структурировано и целостно.

Для аудита пожарной безопасности разработан Приказ МЧС России от 17 февраля 2021 г. № 88 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности».

Вопросы из проверочных листов могут быть использованы для внутреннего аудита пожарной безопасности и разработке мероприятий по совершенствованию системы пожарной безопасности организации.

Пример чек-листа  по пожарной безопасности

п/п

Наименование противопожарного мероприятия

Реквизиты нормативных правовых актов

Ответы на вопросы («да», «нет», «не распространяется»)

Объект защиты

N ______________

(наименование объекта)

1.

Проводятся ли технологические процессы в соответствии с регламентами, правилами технической эксплуатации и другой утвержденной в установленном порядке технической и эксплуатационной документацией?

Пункт 121 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 «О противопожарном режиме» 1 (далее — ППР)

 

2.

Соответствует ли оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и пожаровзрывоопасных веществ и материалов, технической документации изготовителя?

Пункт 121 ППР

 

3.

Соблюдаются ли при работе с пожароопасными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами требования маркировки и предупредительных надписей, указанных на упаковках или в сопроводительных документах?

Пункт 122 ППР

 

4.

Исключено ли совместное применение (если это не предусмотрено технологическим регламентом), хранение и транспортировка веществ и материалов, которые при взаимодействии друг с другом способны воспламеняться, взрываться или образовывать горючие и токсичные газы (смеси)?

Пункт 122 ППР

 

5.

Убирается ли немедленно рассыпанная бертолетова соль в специальные емкости с водой?

Пункт 122 ППР

 

6.

Выполняются ли работы по очистке вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений в соответствии с технологическим регламентом, с внесением информации?

Пункт 124 ППР

 

7.

Проводится ли очистка вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов, расположенных в помещениях производственного и складского назначения, в помещениях категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности не реже 1 раза в квартал, в помещениях категорий В1 — В4 по взрывопожарной и пожарной опасности не реже 1 раза в полугодие, в помещениях других категорий по взрывопожарной и пожарной опасности не реже 1 раза в год?

Пункт 124 ППР

 

8.

Обеспечено ли исправное состояние искрогасителей, искроуловителей, огнезадерживающих, огнепреграждающих, пыле- и металлоулавливающих и противовзрывных устройств, систем защиты от статического электричества, а также устройств молниезащиты, устанавливаемых на технологическом оборудовании и трубопроводах?

Пункт 125 ППР

 

9.

Применяются ли для мойки и обезжиривания оборудования, изделий и деталей негорючие технические моющие средства (за исключением случаев, когда по условиям технологического процесса предусмотрено применение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей)?

Пункт 126 ППР

 

10.

Производится ли разогрев застывшего продукта, ледяных, кристаллогидратных и других пробок в трубопроводах горячей водой, паром и другими безопасными способами?

Пункт 127 ППР

 

11.

Исключено ли производство отбора проб легковоспламеняющихся и горючих жидкостей из резервуаров (емкостей) и замер их уровня в темное время суток, во время грозы, а также во время закачки или откачки продукта?

Пункт 128 ППР

 

12.

Исключена ли подача легковоспламеняющихся или горючих жидкостей в резервуары (емкости) падающей струей?

Пункт 128 ППР

 

13.

Исключено ли превышение скорости наполнения и опорожнения резервуара суммарной пропускной способности установленных на резервуарах дыхательных клапанов (вентиляционных патрубков)?

Пункт 128 ППР

 

14.

Проводятся ли своевременно работы по удалению горючих отходов, находящихся в пылесборных камерах и циклонах?

Пункт 129 ППР

 

15.

Закрыты ли двери и люки пылесборных камер и циклонов при их эксплуатации?

Пункт 129 ППР

 

16.

Исключено ли использование для проживания людей производственных и складских зданий и сооружений, расположенных на территориях предприятий?

Пункт 130 ППР

 

17.

Применяется ли во взрывоопасных зонах участков, цехов и помещений инструмент из безыскровых материалов или в соответствующем взрывобезопасном исполнении?

Пункт 131 ППР

 

18.

Проводятся ли работы по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли, стружек и горючих отходов?

Пункт 132 ППР

 

19.

Установлена ли руководителем организации периодичность уборки стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли, стружек и горючих отходов?

Пункт 132 ППР

 

20.

Проводится ли уборка стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли, стружек и горючих отходов методами, исключающими взвихрение пыли и образование взрывоопасных пылевоздушных смесей?

Пункт 132 ППР

 

21.

Соответствуют ли требованиям проектной документации защитные мембраны взрывных предохранительных клапанов на линиях и на адсорберах по виду материала и толщине?

Пункт 133 ППР

 

22.

Установлены ли сроки проведения проверок исправности огнепреградителей, очистки их огнегасящей насадки и мембранных клапанов, а также обеспечено ли их выполнение?

Пункт 134 ППР

 

23.

Исключено ли заполнение адсорберов нестандартным активированным углем?

Пункт 135 ППР

 

24.

Очищаются ли сушильные камеры периодического действия и калориферы перед каждой загрузкой от производственного мусора и пыли?

Пункт 144 ППР

 

25.

Исключена ли эксплуатация сушильных установок с трещинами на поверхности боровов и неработающими искроуловителями?

Пункт 144 ППР

 

26.

Очищаются ли топочно-газовые устройства газовых сушильных камер, работающих на твердом и жидком топливе, от сажи не реже 2 раз в месяц?

Пункт 145 ППР

 

27.

Исключена ли эксплуатация топочно-сушильных отделений с неисправными приборами для контроля температуры сушильного аппарата?

Пункт 145 ППР

 

28.

Очищаются ли сушильные камеры для древесно-волокнистых плит и иных плит из древесных материалов от древесных отходов не реже 1 раза в сутки?

Пункт 146 ППР

 

29.

Прекращается ли обогрев сушильной камеры при остановке конвейера более чем на 10 минут?

Пункт 146 ППР

 

30.

Оборудованы ли автоматикой отключения обогрева сушильные камеры (помещения, шкафы) для сырья, полуфабрикатов и окрашенных готовых изделий при повышении температуры свыше нормы?

Пункт 147 ППР

 

31.

Обеспечено ли отсутствие металлических предметов перед укладкой древесины в штабели для сушки токами высокой частоты?

Пункт 148 ППР

 

32.

Исключено ли нахождение в сушильных камерах людей, сушка спецодежды и других предметов, не относящихся к технологическому процессу?

Пункт 149 ППР

 


Чек лист для внутреннего аудита можно разработать применительно к конкретным условиям работы организации.

Менеджмент пожарной безопасности

Проблема управления пожарной безопасностью на производственных предприятиях предусматривает в процессе принятия решений использование большого объема информации с существенным ограничением по времени ее обработки и одновременного достижения нескольких целей системой управления. Поэтому принятие оперативных, обоснованных и рациональных решений требует применения системы управления.

Управление пожарным риском на предприятии осуществляется на основании ГОСТ Р 51901.10-2009 — Менеджмент риска. Процедуры управления пожарным риском на предприятии.

Стандарт содержит основные положения менеджмента пожарного риска и устанавливает основные принципы анализа и интерпретации пожарного риска. Эти принципы могут быть применены ко всем ситуациям, связанным с пожаром, всем установленным конфигурациям и типам сценариев пожара. Стандарт представляет собой руководство по разработке и документированию процедур менеджмента и оценки риска в конкретной ситуации, например, выявлению возможных типов сценариев пожара. При этом должны быть определены основные этапы менеджмента и оценки пожарного риска, а также описаны процедуры по выбору метода оценки количества опасных событий в пределах установленного периода времени. Принципы количественной оценки пожарного риска представлены в стандарте в виде основных этапов оценки риска. Эти этапы рассмотрены по отношению к системе менеджмента пожарного риска. Основные этапы включают исследование сценариев, характеристик вероятности опасных событий, последствий этих событий и приводят к определению количественной оценки совокупного пожарного риска. В стандарте приведены также формы обработки полученной информации и интерпретации пожарного риска. Кроме того в стандарте приведена процедура исследования неопределенности количественной оценки и интерпретации пожарного риска.

Система менеджмента риска является частью интегрированной системы менеджмента организации и предназначена для управления организацией в области риска. Процесс менеджмента риска включает в себя установление области и целей применения, идентификацию, оценку, обработку, мониторинг, анализ и обмен информацией о риске. Менеджмент риска охватывает природные, технические, экономические, социальные и другие опасности. Диапазон ее применения включает в себя охрану здоровья людей, безопасность, предотвращение экономических потерь, обеспечение выполнения требований постановлений правительства и т.п. Одним из важнейших направлений в этой сфере является менеджмент пожарного риска организации.

Внедрение системы менеджмента риска в области пожарного риска в организациях позволяет перейти от корректирующего подхода к управлению пожарным риском на основе соблюдения законодательных, нормативно-правовых актов и обязательных требований менеджмента риска. Применение системы менеджмента риска к пожарному риску позволяет снизить пожарные риски, сократить потери, в том числе человеческие, а также постоянно улучшать деятельность организации в области управления пожарным риском. ГОСТ Р 51901.10-2009  предназначен для специалистов, занимающихся разработкой и внедрением системы менеджмента риска, и включает рекомендации по работе с пожарным риском в рамках системы менеджмента риска. Стандарт не содержит обязательных требований в области пожарной безопасности. При использовании настоящего стандарта оценку пожарного риска для конкретного объекта защиты необходимо выполнять в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» (ФЗ № 123- ФЗ от 22.07.2008), «Порядка проведения расчетов по оценке пожарного риска» (от 31 марта 2009 г. № 272), «Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (Приказ МЧС от 30.06.2009 № 382, зарегистрировано в Минюсте от 06.08.2009 N 14486), «Методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» (Приказ МЧС от 10.07.2009 № 404, зарегистрировано в Минюсте от 17.08.2009 № 14541). Настоящий стандарт способствует внедрению требований вышеназванного технического регламента и методик оценки риска, утвержденных МЧС России, и является инструментом, обеспечивающим эффективное применение установленных в них требований. При применении настоящего стандарта следует учитывать, что представленные в нем определения терминов идентичны ISO/TS 16732:2005, однако не все они в полной мере соответствуют Федеральному закону № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Ниже приведены термины, использованные в настоящем стандарте и связанные с пожарным риском, в соответствии с ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008:

Тема 2.4. Федеральный государственный пожарный надзор

Нормативные правовые акты, регулирующие исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности. Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора. Права и обязанности должностных лиц органов государственного пожарного надзора. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору. Порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора. Риск-ориентированный подход. Отнесение объектов защиты к категории риска. Профилактика рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Предметом федерального государственного пожарного надзора является:

В целях  положения о федеральном государственном пожарном надзоре под контролируемыми лицами понимаются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо находящиеся во владении и (или) в пользовании объекты надзора которых подлежат федеральному государственному пожарному надзору, а также изготовители, исполнители (лица, выполняющие функции иностранного изготовителя), продавцы, подлежащие федеральному государственному пожарному надзору.

Органами государственного пожарного надзора являются:

— структурные подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

— территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации в лице структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальных отделов (отделений, инспекций);

— структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

— объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Деятельность государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих должностных лиц государственного пожарного надзора вышестоящим.

Органы государственного пожарного надзора, подразделения государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:

— обеспечивают учет объектов надзора, организуют и проводят контрольные (надзорные) мероприятия, принимают соответствующие решения;

— осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

— осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

— рассматривают обращения и жалобы контролируемых лиц по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

— осуществляют профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности;

— рассматривают в установленном порядке жалобы на решения, действия (бездействие) органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц;

— участвуют в проверках объектов надзора, проводимых органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», дают пояснения и представляют информацию в рамках своей компетенции, готовят мотивированные предложения о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры, а также получают для ознакомления документы, сведения и материалы, касающиеся предмета соответствующей проверки, организованной органом прокуратуры;

— оказывают государственные услуги и осуществляют разрешительные функции в рамках предоставленных полномочий.

Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации, государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору имеют право:

— проводить контрольные (надзорные) мероприятия;

— беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения (решения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты надзора. Контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться только должностными лицами, указанными в распоряжении (решении) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

— совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

— привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов;

— запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, и документов для копирования, фото- и видеосъемки;

— составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект надзора либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

— обращаться в соответствии с Федеральным законом «О полиции» за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;

— принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

— рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;

— осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.

Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, главные государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг.Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору и их заместители имеют право:

— принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

— вносить в территориальные органы исполнительной власти (в гг.Москве, Санкт-Петербурге), органы местного самоуправления предложения о разработке и реализации мер пожарной безопасности и выполнении требований законодательства о пожарной безопасности, введении (об отмене) особого противопожарного режима на соответствующей территории.

Государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору имеют право вносить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о разработке и реализации мер пожарной безопасности и выполнении требований законодательства о пожарной безопасности, введении (отмене) особого противопожарного режима на соответствующей территории.

Главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители имеют право:

— утверждать план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;

— проводить ежегодное обобщение правоприменительной практики;

— согласовывать специальные технические условия для зданий и сооружений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Государственные инспекторы объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в рамках своей компетенции имеют право:

— проводить контрольные (надзорные) мероприятия;

— беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения (решения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты надзора. Контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться только должностными лицами, указанными в распоряжении (решении) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

— совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

— привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов;

— запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, и документов для копирования, фото- и видеосъемки;

— составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект надзора либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

— обращаться в соответствии с Федеральным законом «О полиции» за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;

— принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

— рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;

— осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.

Главные государственные инспекторы объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители имеют право:

— принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

— утверждать план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора и подразделений государственного пожарного надзора обязаны:

— соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

— своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;

— проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;

— не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;

— не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и осуществлять консультирование;

— предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету федерального государственного пожарного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры;

— знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

— знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

— учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;

— доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;

— не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

Должностными лицами государственного пожарного надзора проводятся следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • выездная проверка.

Должностными лицами государственного пожарного надзора проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • выездная проверка;
  • документарная проверка;
  • выборочный контроль.

В случае установления в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия либо профилактического мероприятия факта эксплуатации зданий, помещений, сооружений, строительство которых не завершено, а также эксплуатации жилых помещений не в соответствии с установленным классом функциональной пожарной опасности и (или) проектной документацией органом государственного пожарного надзора в течение 3 рабочих дней направляется соответствующая информация в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы местного самоуправления для принятия мер в рамках предоставленных полномочий.

При осуществлении федерального государственного пожарного надзора используемые гражданами и организациями объекты надзора подлежат отнесению к одной из категорий риска. Отнесение к определенной категории риска осуществляется на основании порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории. При этом многоквартирные жилые дома высотой до 28 метров, линейные объекты, открытые плоскостные автостоянки, открытые склады лесоматериалов и твердого топлива, земельные участки, не являющиеся соответствующими земельными участками, на которых размещаются здания и сооружения, подлежат отнесению к категории умеренного риска.

Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

  • для категории чрезвычайно высокого риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в год;
  • для категории высокого риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 6 лет.

В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Риск-ориентированный подход. Нормативные значения пожарного риска для производственных объектов

Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ).

Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.

Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год.

Для производственных объектов, на которых для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной стомиллионной в год и (или) величины социального пожарного риска одной десятимиллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной миллионной в год и (или) социального пожарного риска до одной стотысячной в год соответственно. При этом должны быть предусмотрены средства оповещения людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения, о пожаре на производственном объекте, а также дополнительные инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению их пожарной безопасности и социальной защите. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

Величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год.

Постановлением  Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. № 1303 проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории чрезвычайно высокого риска (1 класс) — один раз в год;
  • для категории высокого риска  (2 класс) —  один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска (3 класс)   — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска (4 класс)  — не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска (5 класс)  — не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска (6 класс), плановые проверки не проводятся.

Профилактика рисков причинения  вреда охраняемым законом ценностям

Органами государственного пожарного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

  • информирование;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • профилактический визит;
  • обобщение правоприменительной практики.

Первоочередными пожарно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся на объекте, являются:

  • применение негорючих моющих средств в тех местах, где обезжириваются и очищаются детали или готовая продукция;
  • сбор информации о параметрах пожарной опасности различных используемых в технологическом процессе веществ и материалов;
  • задействование автоматических систем пожарной безопасности;
  • регулярная проверка работоспособности систем пожарной автоматики;
  • изоляция пожароопасного технологического оборудования. При необходимости его можно вынести на открытые участки территории;
  • использование противопожарных препятствий и быстродействующих клапанов, которые будут предотвращать быстрое распространение пожара по помещению и коммуникациям;
  • запрет на задействование горючих материалов при ремонтных работах путей, которые являются эвакуационными;
  • использование в наиболее пожароопасных помещениях специальной защиты от дыма и других систем.

Эффективность борьбы с возгораниями обеспечивается только лишь на тех предприятиях, где хорошо поставлена организационная и агитационная работа. 

Виды противопожарных нарушений на предприятиях

На законодательном уровне, независимо от направленности трудовой деятельности предприятия и его специфики, выделяют следующие виды грубых нарушений пожарной безопасности:

  • Хранение и учёт СИЗ (средства индивидуальной защиты) при пожаре. За учёт и хранение данных средств отвечает сотрудник, который является ответственным за противопожарную безопасность на объекте. Из-за уничтожения при пожаре, неправильного хранения или же потери средств индивидуальной защиты и фиксации, нарушений во время государственной или же внутренней проверки, ответственное лицо наказывается дисциплинарными и материальными санкциями.
  • Издание и размещение эвакуационных знаков безопасности на объекте. Если знаки отсутствуют или некорректно размещены, то государственные органы налагают большие денежные штрафы. Также выписывается специальное предписание на устранение данного несоответствия.
  • Проведение тренировочных и контрольных мероприятий по ПБ. Данные нарушения могут быть выявлены по ходу организации внутренних событий сотрудниками предприятия, которые отвечают за пожарную безопасность. Это нарушение влечёт дисциплинарную ответственных соответствующих лиц.
  • Обращение с горючими технологическими веществами. Из-за этого нарушения часто возникают нештатные и чрезвычайные ситуации, которые причиняют материальный вред производству, здоровью и жизни людей. При фиксации подобных нарушений ответственные привлекаются ко всем видам ответственности: административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и даже уголовной. Последняя наступает из-за тяжкого и среднего вреда здоровью человека или если из-за этого нарушения он погиб.
  • Нарушение противопожарного режима. Этот режим регламентируется федеральным законодательством. Все правила и нормы в равной степени распространяются как на обычных сотрудников предприятия, так и на руководство. За нарушением следует гражданская или административная ответственность.
  • Утеря или порча имущества, которое необходимо для первичного тушения возгорания. За соблюдение данного правила также отвечает ответственный за ПБ. Пропажу или порчу можно обнаружить по ходу контрольных противопожарных мероприятий, которые проводят руководители предприятия или же инспектирующие органы. Наказанием служит административная ответственность.
  • Несоблюдение норм и правил при ЧС (чрезвычайная ситуация). К ЧС относится возгорание или пожар. К нарушению можно причислить неприменение ПСТ (первичные средства тушения), неисправности датчиков, систем и средств, которые отвечают за контроль технического состояния объекта, отсутствие сигнализационных средств и систем информационного обеспечения. За это нарушение ответственные привлекаются к серьёзным санкциям.

Перечисленные нарушения могут присутствовать по вине и руководства предприятия, и сотрудников организации.

Тема 2.5. Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности

Цели осуществления подтверждения соответствия. Принципы осуществления оценки соответствия. Общие положения о подтверждении соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.

Подтверждение соответствия продукции и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г. и № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г.  гл. 33.

Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности

Оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах:

— аккредитации;

— независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);

— федерального государственного пожарного надзора;

— декларирования пожарной безопасности;

— исследований (испытаний);

— подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);

— приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;

— производственного контроля;

— экспертизы.

Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности

Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации.

Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

Декларирование соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона может осуществляться юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые являются изготовителями (продавцами) продукции, либо юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполняющими по договору функции иностранного изготовителя (продавца) в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего Федерального закона, а также несущими ответственность за нарушение указанных требований.

Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности в форме декларирования с привлечением третьей стороны проводится только в организациях, аккредитованных на право проведения таких работ.

Аккредитованный орган по сертификации после анализа протокола испытаний (отчета об испытаниях), результатов анализа состояния производства (если это установлено схемой сертификации), других документов о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности готовит решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата.

На основании решения о выдаче сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности аккредитованный орган по сертификации оформляет сертификат, регистрирует его в едином реестре в установленном порядке и выдает заявителю (изготовителю, продавцу). Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.

Для продукции, выпускаемой серийно, срок действия сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности устанавливается для схем:

1) 2с — не более 1 года;

2) 3с — не более 3 лет;

3) 4с и 5с — не более 5 лет.

Для продукции, выпускаемой единично или партиями, срок действия сертификата составляет 1 год.

Прекращение действия и изъятие сертификата оформляются решением аккредитованного органа по сертификации. Решение о приостановлении действия или о прекращении действия сертификата вручается под расписку или высылается по почте изготовителю (продавцу) в течение 7 дней. Повторное представление на сертификацию продукции осуществляется в общем порядке.

Тема 2.6. Лицензирование и декларирование в области пожарной безопасности

Цели лицензирования в области пожарной безопасности. Лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности. Порядок проведения лицензирования в области пожарной безопасности. Осуществление контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.

Цель составления декларации пожарной безопасности. Объекты, в отношении которых в обязательном порядке разрабатывается декларация пожарной безопасности. Содержание и порядок регистрации декларации пожарной безопасности.

Лицензирование проводится на основе Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного выше ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности определены МЧС.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», от 06.10.2017 № 1219 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» к компетенции Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий отнесено лицензирование следующих видов деятельности:

— деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

— деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Реестры лицензированных организаций расположены на сайте МЧС.

Имеется два реестра организаций:

  1. Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров.
  2. Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Государственная услуга по лицензированию деятельности в области  пожарной безопасности предоставляется подразделениями МЧС России.

Предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии со стандартами, разработанными МЧС России и утвержденными в установленном порядке:

— деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры – Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным приказом МЧС России от 24.08.2015 № 473 (в ред. приказов МЧС России от 20.05.2016 № 272, от 19.09.2017 № 392);

— деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений – Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным приказом МЧС России от 28.05.2012 № 291 (в ред. приказов МЧС России от 16.10.2013 № 664, от 23.09.2015 № 512, от 20.05.2016 № 272, от 19.09.2017 № 392).

Оформление документов по лицензированию осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии», приказа Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и приказа МЧС России от 28.05.2012 № 292 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

МЧС России осуществляет государственную функцию по лицензионному контролю:

— контроль за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (проведение внеплановых выездных и документарных проверок, проведение внеплановых проверок за соблюдением лицензионных требований по обращениям, проведение плановых выездных и документарных проверок);

— контроль за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (проведение внеплановых мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

— проведение плановых мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований.

Декларирование пожарной безопасности

Декларирование пожарной безопасности — форма оценки соответствия, в результате реализации которой подготавливается декларация пожарной безопасности — документ, содержащий информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. Это форма подтверждения соответствия объекта защиты требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности. Декларация пожарной безопасности введена для повышения уровня ответственности собственника в целях обеспечения пожарной безопасности на своем объекте, чтобы он мог правильно выбрать способ его защиты от пожара, обеспечить безопасность людей.

Прежде всего, декларация направлена на то, чтобы собственник сам разобрался, что такое пожарная безопасность объекта и какие требования должны соблюдаться конкретно на его объекте. Чтобы собственник мог самостоятельно оценить, насколько его производство, те технологии, которые применяются, безопасны для персонала и сотрудников, а также для третьих лиц.

Порядок составления и представления декларации пожарной безопасности регламентирован:

  • Техническим регламентом о пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ; далее — Техрегламент о ПБ);
  • Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности (приказ МЧС от 16.03.2020 № 171; далее — Административный регламент МЧС);
  • Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска (постановление Правительства от 22.07.2020 № 1084).

Разработать и подать декларацию в подразделение МЧС должен собственник объекта или тот, кто владеет им на ином законном основании (например, на праве хозяйственного ведения) (ч. 5 ст. 6 Техрегламента о ПБ).

Декларацию нужно составлять в отношении следующих объектов (ч. 1 ст. 4  Техрегламента о ПБ):

  • зданий, сооружений, производственных объектов, для которых предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (Градостроительный кодекс от 29.12.2004 № 190-ФЗ), кроме зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 и Ф1.4;
  • зданий (их частей) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1. К ним относятся, например, здания дошкольных образовательных организаций, больницы.

Добровольно составить декларацию можно в отношении объекта, имеющего не более двух этажей и общую площадь не более 1500 кв. м (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), для оценки его соответствия требованиям пожарной безопасности. Такая декларация должна предусматривать в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта (ч. 2 ст. 64 Техрегламента о ПБ).

Декларацию можно составить как на объект защиты в целом, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 36 Административного регламента МЧС).

Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии с положениями статей 6, 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент). Форма и правила заполнения декларации определены положениями Приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности», зарегистрированного в Минюсте России от 23.03.2009 № 13577.

Декларация разрабатывается собственником объекта или лицом, владеющим им на законном основании.

Содержание декларации пожарной безопасности

РАЗДЕЛ I: Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.

РАЗДЕЛ II: Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.

РАЗДЕЛ III: Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.

Требования пожарной безопасности

— Проходы, проезды и подъезды к объекту.

— Источники противопожарного водоснабжения.

— Противопожарные расстояния.

— Степень огнестойкости и функциональная пожарная опасность.

— Классификация по пожарной и взрывопожарной опасности.

— Пределы огнестойкости и пожарная опасность строительных конструкций.

— Устройство противопожарных преград, устройство противопожарных отсеков и секций, применение устройств защитного отключения, применение средств, предотвращающих или ограничивающих растекание жидкостей при пожаре, применение огнепреграждающих устройств в оборудовании — способы ограничения пожара, применяемые в современных зданиях.

— Пути эвакуации людей при пожаре.

— Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией.

— Система коллективной защиты и средства индивидуальной защиты.

— Отопление, вентиляция, кондиционирование.

— Огнезащита строительных материалов и конструкций.

— Система автоматического пожаротушения.

— Внутренний противопожарный водопровод.

— Электрооборудование.

— Первичные средства пожаротушения.

— Организационно-технические мероприятия.

Сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно.

Декларация подлежит регистрации в территориальном отделе (отделении, инспекции) структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Декларация представляется в уведомительном порядке и согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежит. Отказом в регистрации декларации пожарной безопасности может послужить только ее несоответствие установленной форме.

Проверка изложенных в ней требований пожарной безопасности должна производиться только при проведении мероприятий по контролю.

ПРОДОЛЖИТЬ ОБУЧЕНИЕ:

Вводный модуль

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Модуль 4

Модуль 5

Обсуждение закрыто.